Маотай

Маотай – традиционная китайская водка крепостью от 40 до 60 градусов. Производиться в провинции Гуйчжоу, в одноименном городе Маотай. На осень 2018 года является самым дорогим алкогольным брендом в мире, обгоняя британский концерн Diageo (в 2017 году объем рыночной капитализации «Маотай» на торгах достиг $71,55 млрд, Diageo — $71,05 млрд.).

Несмотря на то, что город маотай с XVI века занимался производством алкогольной продукции, только с победой коммунистов в середине XX века напиток из этого места, маотай, стал набирать высокую популярность.  На сегодняшний момент маотай – это практически единственный популярный алкогольный напиток в Китае, который пьют представители среднего и высшего классов. Стоимость бутылки маотай в Китае начинается от 200 долларов.

Употребляют Маотай из маленьких пиал, наподобие тех, которые используются при употреблении саке, однако в отличие от саке эту водку не греют. Чаще всего бутылка маотай комплектуется двумя небольшими пилками, из которых нужно пить напиток. Считается, что объем пиалки подобран таким образом, чтобы точно успеть насладиться напитком, и при этом оставить свою голову свежей.

маотай китайская водка

Технология производства маотай

Точная рецептура и технология производства маотай хранится в секрете. Напиток производится из сорго и является разновидностью соргового ликёра Гаолян.  Известно, что напиток предварительно сбраживается при высокий температурах, после чего единовременно перегоняется. При этом сбраживает проходит в восемь этапов, а общая длительность сбраживания составляет не менее 40 месяцев. После перегонки осуществляется отстаивание напитка, а также его последующий купаж с другими спиртами других годов (для стабильности вкуса).

Отличительной особенностью производства маотай является использование специальный плесневой культуры для сбраживания (jiuqu). Тщательное следование всего процесса производства, использования уникальных плесневелых культур для сбраживания и возможность купажа с маотай-спиртами других годов не позволяет подделывать маотай на высоком уровне.

маотай китайская водка

Дегустационные отзывы и свойства водки Маотай

Вкус маотай очень необычен. Сама консистенция напитка скорее напоминает соус, жидкий кетчуп или плавленый жидкий мед.  Несмотря на это пьется маотай на удивление очень и очень легко, оставляя после себя характерный пряный привкус. В отличие от похожих по крепости напитков (самогон или чача), маотай не оставляет привкуса сивушных масел, характерных для европейского типа алкоголя. При этом запах и вкус маотай остается во рту на протяжении всего дня, а помещение, в котором пили маотай, хранит запах этого алкоголя как минимум дня два (это не преувеличение, это реальный факт!).

Считается, что отличным дополнением к маотай являются острые и рыбные закуски, а также пряные блюда, однако, автор этого блога пил маотай в чистом виде. К слову, в самом Китае маотай запивать не принято.

История китайской водки Маотай

Как уже было сказано, алкогольные напитки производились в Китае издавна. Но четкая история напитка начинает прослеживаться только с в1951 году, когда Коммунистическая Партия Китая объявляет маотай алкогольным напитком Китая. Несмотря на то, что маотай остается известным локальным брендом и слабо рекламируется на западе, это не помешало ему завоевать золотые медали на международных выставках алкоголя в 1985 и 1986 году. В общей сложности маотай завоевал 14 международных наград, а также 20 внутренних, китайский наград.  Впервые в мире о маотай заговорили после его победы на международной выставке в Сан-Франциско в 1915 году.

маотай китайская водка

Маотай является несменным атрибутом всевозможных международных выставок и встреч с участием Китая. Впервые маотай стал использоваться в качестве подарка на международной арене и среди дипломатов при встрече Чжоу Эньлая с президентом США Никсоном во время визита последнего в Китай в 1972 году. Чжоу сообщил президенту США, что маотай – это напиток, который завоевал золото в США еще в 1915 году, и этот напиток выпускают до сих пор, ведь он лечит все болезни и душевные раны, на что Никсон ответил: «Так дайте мне сказать тост с этой панацеей от всего!». Через 7 лет, когда Дэн Сяопин посетил США в 1979 году, Генри Киссинджер сообщил, что «если мы будем пить достаточно маотай, мы сможем решить все разногласия».

С учетом высокого статуса маотай он стал символом богатства в Китае, однако, шиоркие слои его долго позволить себе не могли, и среди широких масс в Китае маотай приобрел популярность только в начале XXI века. Появилось много подделок, а множество ликероводочных заводов Китая переоборудовались для производства похожих напитков. Появилось много поддельного маотай, однако, власти Китая стараются пресекать производство контрафакта.

Так, в 2012 году, 29 июня гражданин Китая купил 7 бутылок маотай в супермаркете сети China Resources Vanguard. Появились подозрения, что это подделка, из-за чего одна бутылка была отправлена в китайский аналог Роспотребнадзора, который провели исследование и подтвердили, что внутри бутылок – не маотай. Оставшиеся 6 бутылок были отправлены непосредственно указанному производителю, который также подтвердил, что это не его продукция. Гражданин Китая подал на сеть супермаркетов China Resources Vanguard в суд и выиграл, получив возмещение ущерба в десятикратном размере. Несмотря на то, что супермаркет пытался обжаловать это постановление, решение суда было оставлено в силе.

маотай китайская водка

В 2000-2012  годах маотай стал прочно ассоциироваться с коррупцией, ведь он стал своего рода второй валютой для коррупционных сделок. Появилось даже выражение про маотай, что его «кто покупает, то не пьет, а кто пьет – тот не покупает». В соответствии с законодательством Китая, подарок в виде маотай не считался взяткой, хотя фактически ею таковой являлся.

В 2012 году Си Цзиньпин обозначил свои 8 правил, которые регламентировали дисциплинарные правила, касающиеся в том числе и отношению между государственными служащими. После этого количеством теневых сделок с маотай резко сократилось, а сам маотай стал продаваться исключительно при предъявлении паспорта. «Восемь правил» Си Цзиньпина оказали влияние и на стоимость самого маотай – его цена опустилась до доступного для средних масс уровня, а сам напиток потерял свою исключительную «дипломатическую» элитарность.